Поиск по сайту
Кстати
Древняя Русь
Окружающий мир казался художникам стройным и нерасторжимым целым, все части которого находятся в строгой зависимости друг от друга. Это был решительный шаг вперед по сравнению с неясными магическими представлениями языческих времен. Но еще важнее было то, что, изображая святых, художники показали нравственную силу и стойкость человека, его высокие моральные качества, а также подчеркнули в облике божества черты защитника и покровителя людей. Недаром одним из центральных изображений Софии является образ Богоматери-оранты, которой русские люди дали наименование «Нерушимой стены» (некоторые исследователи справедливо связывают эту композицию с изображением Великой богини в языческом древнеславянском искусстве). Уже в 11 в. русские художники с особенной любовью изображали святого-воина, в котором стремились воплотить идеал смелого человека, защитника земли русской.
Россия первой половины XIX века
В интерьерах первой трети XIX века гарнитуры мебели, симметрично расставленные, придают единство и законченность помещениям. Четкость, прямолинейность силуэтов шкафов, бюро, секретеров акцентируются архитектурными деталями: карнизами, капителями, колоннами, пилястрами. Прямые линии в мебели для сидения смягчаются плавно закругленными локотниками, иногда выгнутыми спинками. Конструктивность мебели подчеркивается украшениями - резными, реже бронзовыми (розетки, венки, пальметки, стрелы и другие античные мотивы). Преобладает древесина красного дерева или карельской березы.
Россия конца XIX - начала XX века
В конце XIX века на Казенном фарфоровом заводе применялись росписи жидким фарфором, нанесение цветных глазурей (кристаллических, потечных), например глазури "бычья кровь", необычайно богатой переходами насыщенных огненно-красных тонов. Покрытие глазурями придало особенную выразительность новым формам ваз - типа народных горшков, бутылей, раковин, тыкв. Художники-фарфористы в новой технике подглазурной живописи стали писать с натуры цветы, зверей, родные русские пейзажи.