Искусство второй половины XVIII века

Введение

Вторая половина XVIII века - время дальнейшего прогресса русской общественной мысли, вызванного новым социально-экономическим и политическим этапом в жизни русского государства. Быстрое развитие промышленности в стране все более углубляло кризис крепостничества. Закабаление крестьян, их угнетение вызвали народные восстания, потрясавшие дворянское государство. Восстание под руководством Емельяна Пугачева приняло характер длительной крестьянской войны, отозвалось бунтами по всей России. В книге А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" суровому и резкому обличению были подвергнуты крепостничество и самодержавие.

Литература и искусство продолжают утверждать идеи государственного служения отечеству. В России развивается просветительское движение, отмечается сближение русской культуры с идеями передовых французских философов-просветителей XVIII века.

Получают развитие историческая картина и скульптура. Не случайно обращение М. В. Ломоносова в мозаике "Полтавская баталия" (1761-1765) к образу Петра I. В живописи и скульптуре нашли отражение прогрессивные события русской и мировой истории, воплотились идеи гражданственности и патриотизма. Подлинного расцвета достигли в это время архитектура и связанные с нею виды изобразительного искусства. Не только в архитектуре, но и в живописи, в скульптуре барочные формы сменились системой приемов, свойственных классицизму, опиравшемуся на традиции античного наследия. Кроме того, для конца столетия характерно проявление черт сентиментализма и романтических тенденций. Сентиментализм, наиболее полно воплотившийся в литературе, в изобразительном искусстве проявился в жанре портрета, в частности в полотнах Боровиковского, а также в мемориальной пластике. Некоторые романтические тенденции прослеживаются в архитектуре, в обращении ее к традициям национального зодчества. В изобразительном искусстве они выражаются в выборе мотивов, передаче состояний природы, поэтизации духовного мира человека.

В русле новых тенденций развивалось русское прикладное искусство, тогда как народное искусство продолжало хранить и развивать древнерусские традиции, хотя и оно не оставалось безразличным к новым веяниям.

Важнейшим событием в художественной жизни России стало открытие "Академии трех знатнейших художеств" - живописи, ваяния и зодчества. Она явилась не только первым высшим художественным заведением в России, но и центром теоретической мысли той поры. В отличие от многих европейских Академий, она с самого момента создания была учреждением государственным. Через Академию осуществлялись контакты с художественной культурой европейских стран, с нею была связана творческая деятельность всех ведущих мастеров русского искусства второй половины XVIII столетия, выполнение крупнейших художественных заказов.

При рассмотрении деятельности Российской Академии художеств в XVIII веке можно выделить два основных этапа. Первый охватывает период с 1757 по 1764 год, когда во главе ее стоял просвещенный вельможа елизаветинского времени, первый куратор Московского университета И. И. Шувалов. Директором Академии был архитектор А. Ф. Кокоринов, профессорами были приглашены скульптор Н.-Ф. Жилле, архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот и другие. В принципах обучения утверждалась близость искусства и науки. Об этом заботился еще Петр I, и в середине XVIII века такие взгляды горячо пропагандировал М. В. Ломоносов, инициатор создания Академии художеств.

Учениками стали молодые люди, проявившие способности в той или иной сфере изобразительного искусства. Лучшие ученики Академии нередко становились ее педагогами.

Рисунку в Академии художеств придавали особое значение. Владение им считалось обязательным для каждого живописца, скульптора или архитектора: тогда справедливо говорили, что натурный класс "есть основание всех художеств".

Следующий этап жизни Академии художеств связан с проведением реформ, отражавших общую направленность государственной политики в сфере "воспитания новой породы людей". Учениками Воспитательного училища при Академии стали пяти-шестилетние дети, в большинстве своем происходившие из семей мастеровых, солдат, сторожей и т. д. Обучение было рассчитано на пятнадцать лет и представляло собой четкую систему последовательного выполнения заданий. Сначала заставляли копировать с оригинальных произведений признанных мастеров (например, рисунков A. П. Лосенко), затем рисовать со слепков античной скульптуры и, наконец, с живой модели - человека. Лучшие ученики, отличившиеся в рисовании или лепке с натуры, допускались к участию в конкурсе на золотую медаль - выполнению композиции на историческую, мифологическую или библейскую тему. Выпускники Академии, удостоенные золотой медали, получали право на пенсионерскую поездку на несколько лет за границу - преимущественно во Францию и Италию - для знакомства с музеями и совершенствования в своем искусстве.

Уже в ранние годы своей истории Академия художеств подготовила крупных мастеров, творчество которых значительно обогатило и прославило русскую национальную культуру. Лучшими учениками были скульпторы Ф. И. Шубин, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, архитектор B. И. Баженов.

Теоретической основой развития классицизма в России явились сочинения Д. А. Голицына, П. П. Чекалевского, А. М. Иванова, И. А. Урванова. В них не только осмыслялась художественная практика, но и намечались пути развития искусства. Многие положения, содержащиеся в трактатах второй половины XVIII века, были развиты ведущими теоретиками следующего столетия.

Особый интерес к искусству второй половины XVIII века пробудился в середине прошлого столетия.

В советской искусствоведческой литературе наибольший вклад в изучение искусства второй половины XVIII века был внесен в 1950-е - 1960-е годы, когда наряду с серьезными исследованиями монографического плана вышли в свет фундаментальные труды, посвященные проблемам классицизма и развития русской художественной школы второй половины XVIII века. В настоящее время круг произведений изобразительного искусства XVIII столетия, привлекаемых для анализа специалистами, значительно расширился благодаря новым открытиям советских реставраторов.

Первоисточник: 
История русского искусства. Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова - М.,1987
Информисточник: 

www.artyx.ru

 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.