Заключение
На протяжении многовековой истории русское искусство переживало существенные, порой коренные изменения: оно обогащалось, усложнялось, совершенствовалось, но всегда оставалось самобытным. Русское искусство никогда не стояло в стороне от столбовой дороги мировой цивилизации. Учитывая все лучшее, что было создано другими народами, критически осваивая эти достижения, русские художники последовательно развивали национальную художественную культуру. В свою очередь они сыграли немалую роль в формировании художественных традиций профессионального творчества у народов дореволюционной России, становление которого тогда было заторможено социальными и историческими препятствиями. Русская архитектура, изобразительное, народное и прикладное искусство свидетельствуют о неоценимом вкладе, который внес наш народ в сокровищницу отечественной и мировой художественной культуры.
Бесчисленные создания народного творчества обнаруживают высокий художественный вкус народа, исключительное чувство пропорций, гармонии, колорита. Не случайно из народной среды вышли многие выдающиеся русские художники - архитекторы, скульпторы, живописцы. Народное творчество служило источником идей и мерилом эстетического вкуса профессиональных мастеров. Знание народа, его художественных идеалов, его жизненных интересов и веками накапливавшейся художественно-эстетической традиции всегда определяло высокий подъем искусства и подлинную популярность художника.
Характерной чертой русских художников, и прежде всего великих мастеров, была тесная и неразрывная связь их искусства с общественной жизнью, с прогрессивной научной мыслью. Архитекторы, скульпторы, живописцы обогащали традиции отечественного искусства, утверждали его народность и гуманизм, высокие нравственно-эстетические идеалы. Русское искусство всегда отличалось своей гражданственностью, патриотизмом.
"В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужасающих условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок", - справедливо писал А. М. Горький. Действительно, в тяжелые эпохи феодальной, крепостнической и капиталистической России творили, выражая народные мечты и чаяния, такие выдающиеся живописцы, скульпторы и зодчие, как Андрей Рублев и Дионисий, Левицкий и Рокотов, Шубин и Козловский, Баженов и Захаров, Кипренский и Федотов, Брюллов и Александр Иванов, Репин и Суриков, Врубель и Серов, а также еще многие другие мастера, принесшие отечественной художественной культуре наряду с великими писателями и композиторами подлинную и непререкаемую славу. Они сумели творчески переработать и обогатить традиции мирового классического и народного искусства.
Не только обязанность, а и большое счастье каждого - знать и любить все бесценное, что создали своим талантом наши далекие и близкие предки-художники, жившие судьбами народа. Подлинное глубокое и серьезное знание художественного наследия - это понимание современности как органической части народной исторической жизни во всей ее сложности, богатстве и противоречиях. История не умирает, а живет в нас, помогая осознать действительность - эту почву настоящего искусства, его реалистического метода. Советский художник не сможет воплотить эпоху в оригинальных образах, если он, изображая нашу жизнь, не помнит о своей преемственной связи со всей историей русского и мирового искусства. В. И. Ленин учил, что "пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества". Традиции реализма, складывавшиеся в искусстве прошлого на протяжении столетий, имели важнейшее значение для формирования молодой советской художественной культуры. Наследие русского классического искусства с древности и до начала XX века легло в основу многонационального советского искусства, руководствующегося методом социалистического реализма. И многие великие творения прошлого до сих пор сохраняют для нас значение классических образцов.
Цитаты
«Архип Иванович не давал нам увлекаться какими-нибудь модными направлениями или отдельными художниками. Только на природе надо черпать впечатления, только на этюдах с натуры — учиться живописи. Этюд надо писать с таким вниманием, чтобы потом все осталось в памяти. Он советовал писать этюды небольшого размера, чтобы легко можно было переписывать неудачные места».
А знаете ли вы?
Нельзя начинать картину в расчете на выигрыш деталей. Картины не будет. Ей просто неоткуда взяться, если ее не было при зарождении замысла, в начале работы. В лучшем случае может получиться набор выигрышных частностей, но картины как живого творческого организма не получится. Ведь давно замечено, что приятные частности иногда составляют отвратительное целое. Так бывает и в жизни и в искусстве.
Кстати
Древняя Русь
Большую роль в истории Древней Руси сыграли города, но одной из особенностей древнерусской городской культуры была ее глубокая связь с крестьянским творчеством. Крестьянское искусство, развиваясь параллельно с «большим» городским искусством, не было отделено от него глухой стеной. Интересно, что в Новгороде, наиболее зрелом средневековом городе Древней Руси, это влияние порой прослеживается с гораздо большей отчетливостью, чем в искусстве столиц больших княжеств. Разумеется, это не исключает ведущей роли в формировании древнерусского искусства крупнейших городов - центров феодальной культуры.
Кстати
Россия второй половины XIX века
Несколько в лучшем положении во второй половине XIX века находилась станковая скульптура. Подъем демократического искусства сказался на творчестве ряда мастеров - Ф. Ф. Каменского, М. А. Чижова, И. Я. Гинцбурга. На их развитие повлиял бытовой жанр - ведущий в живописи той эпохи, он способствовал проникновению в их искусство жизненных сюжетов: "Вдова с ребенком" (1868) Ф. Ф. Каменского, "Первый шаг" (1870) и "Крестьянин в беде" (1872) М. А. Чижова, "Мальчик, собирающийся купаться" (1886) И. Я. Гинцбурга - и обусловил большую естественность пластической формы.