Пастель или цветные карандаши
Рисование цветными карандашами, или живопись сухими красками, получила начало в 17 столетии; по крайней мере, в луврской галлерее есть портрет монахини, нарисованной пастелью в 1615 году. Этот вид живописи не имеет обширнаго приложения, сравнительно с живописью масляными и водяными красками, однако, не потому, чтоб у него было мало достоинств, а по трудности сохранения рисунков или картин, сделанных этим способом, которыя всегда должны быть прикрыты стеклом. До сих пор еще не найдено надежнаго средства закреплять рисунки, сделанные цветными карандашами; лишь закрепление чернаго карандаша делается просто и удобно, без всякаго изменения рисунка.
Впрочем, в последнее время предложены средства, правда еще мало испытанныя, но обещающия, по словам изобретателей, все, что для сухих красок нужно, т.-е. закрепление без изменения их матовых нежных и бархатистых тонов 1).
Цветные карандаши делаются двух сортов: очень мягкие и полутвердые; и те, и другие продаются коллекциями, слишком многочисленными, из которых надо выбрать только необходимые. Впрочем, для пастели годятся не все красочныя вещества, употребляемыя в других родах живописи. Не многия из них могут прямо служить для приготовления карандашей; таковы, например, некоторыя охры. Другия должны быть смешаны с различными посторонними веществами, для сообщения карандашам землистой мягкости. Во всяком случае нужно еще какое-нибудь клейкое вещество для того, чтобы карандаш не разсыпался и чтобы его можно было чинить ножичком; для этой цели может служить гумми арабикум или трагант (тоже—адрагант) или животный клей, мыльная вода, сахар, молоко и отвар солоду. Все роды красочных веществ не могут быть приготовлены на одном и том же клею; особенно большое внимание обращают на это французские фабриканты, и, может быть, по этой причине, французские мягкие цветные карандаши считаются лучшими.
Вспомогательный материал белаго цвета, смешиваемый в тончайшем порошке с таким же тонким порошком краски, довольно разнообразен и именно для этого служит высшаго сорта мел, иногда гипс, трубочная глина, фарфоровая глина, магнезия, тальк, жировик. Сначала порошки хорошенько смешивают, потом, прибавив к ним клейкаго вещества, опять смешивают, а потом полученную тестообразную массу формуют и затем высушивают.
Масса, назначаемая для карандашей, вделанных в дерево, приготовляется более плотною, чтобы после высушивания можно было распилить ее на палочки и вклеить в дерево, как это делается с графитом.
Фабриканты выбирают значительное число основных красочных веществ и приготовляют целую серию карандашей из каждой краски, примешивая к ней все большее и большее количество белаго минеральнаго вещества—одного из вышеперечисленных.
Киноварь смешивается с глиною, мелом и гумми.
Гарансы с глиною, иногда с крахмалом, с прибавкой молока, отвара солода, или клеевой воды.
Белая окись цинка смешивается с восьмою долею мела и молоком.
Свинцовыя белила не употребляются в фабрикации пастели.
Желтая охра приготовляется на одной клеевой воде.
Коричневая, составленная из умбры, черной сажи, охры, кельнской земли с мелом и некоторым количеством магнезии, требует для связи этих веществ молока и солодоваго отвару.
Пастель зеленая приготовляется смешением желтых и синих веществ, в разных относительных количествах, и, кроме того, из некоторых зеленых красок. Карандашная масса содержит гумми трагант.
Коричневая (жженая берлинская лазурь) смешивается с мелом и отваром солода.
Для синих служит берлинская лазурь, индиго, кобальт и ультрамарин; клейкое вещество — отвар солоду, в особенности для индиго и лазури.
Для желтых употребляется светлый хром; кроме того служит оранжевый хром, индейская желтая, желчный камень. Неаполитанская желтая не употребляется.
Твердыя краски, которых частицы в порошке сцепляются трудно, стираются на мыльной воде, к которой потом примешивают гумми; трубочная глина прибавляется к краскам, имеющим очень мало твердости.
Рисовать пастелью нельзя на гладкой бумаге; непременно нужна шероховатая бумага, даже особенно приготовленная для этого. Такая бумага (papier pumicif) имеет или желтую и царапающую на ощущение поверхность, покрытую приклеенным мелким песком или порошком пемзы, или более мягкую, если наклеенный слой состоит из древесных или пробковых опилок. Бумага может быть белая или цветная (синеватая или серая), но можно работать также на приготовленном холсте и на различных материалах, на пергаменте. Серую шероховатую бумагу или пергамент наклеивают краями на натянутый негрунтованный холст, предварительно смочив бумагу, как это делается для акварельных работ.
Когда хотят рисовать пастелью на холсте, надо его загрунтовать клеевой водой и посыпать поверхность мелким порошком мрамора и пемзы; после высыхания трут по этой поверхности пемзой. Иногда наводят на холст меловую грунтовку на клею. Подобным образом можно грунтовать деревянныя доски и картон; некоторые художники рисовали на медной доске с матовой поверхностью, но изменение некоторых красок и позеленение доски, по крайней мере в сырых местах, заставило отказаться от употребления этого материала.
Годность бумаги для пастели советуют испытывать следующим образом: надо покрыть ее штрихами какого нибудь сильнаго тона и слегка растереть пальцем, после чего наложить сверху другой, более светлый, тон. Если светлый карандаш будет ясно виден, не смешавшись с нижним — значить бумага хорошо держит пастель.
Цветными карандашами рисуют разно: иные накладывают штрихи, как на гравюрах, в образующихся клеточках ставят точки, слегка затирают все пальцем для слития, другие работают очень много пальцем и растушевкой, затирая гладко, так что карандашной массы держится мало на поверхности бумаги. Не вдаваясь в эту сторону техники, которую всякий художник объяснит своему ученику на основании своей практики, остановимся еще на материалах для пастели и потом перейдем к ея оптическим особенностям. Перечень всех материалов не долог.
Ящик с набором мягких карандашей.
Половинный набор полутвердых карандашей.
Разных цветов шероховатая бумага.
Специальная бумага для пастели.
Кусок замши.
Растушки, свернутыя из серой бумаги, бузинной сердцевины, замшевыя и пробковыя.
Красные и черные карандаши (Conte № 3), сангвина (карандаш из натуральной железной окиси) и черный порошок—так называемый соус (sauce noir).
Пачка угольных карандашей (fusain).
Скоблилка.
Кисть—флейца.
Приготовленная замша, с одной стороны несколько мохнатая, имеет прекрасную поверхность для рисования пастелью, но дорога для обыкновеннаго употребления.
Уголь употребляется для первоначальнаго очерка, избыток угля смахивается флейцой и сдувается.
Полутвердый карандаш служит для сообщения определенности некоторым частям рисунка; обтачивать притупившиеся концы можно на шероховатой бумаге с песочной поверхностью, — так называемой стеклянной бумаге.
Растушки служат для подготовки в известных случаях тонов рисунка, наложенных мягкими карандашами, и вообще для слияния тонов. Тоже самое можно делать пальцами, остерегаясь однако царапающей поверхности рисовальной бумаги (papier pumicif), с которой поэтому лучше первоначально снять большия неровности, протирая ее жесткой бумагой.
Флейца служит в тех случаях, когда художник хочет снять краску с некоторых мест рисунка; приэтом надо наклонить бумагу, чтобы смахиваемая краска не попала на другия части рисунка. Скоблилка служит для той же цели, но в малом виде.
Оптический характер сухих красок — двоякий относительно цвета смешения, потому что составляется частью так, как в масляных и акварельных красках, частью же как оптическое смешение лучей. В самом деле из желтаго и синяго цветных карандашей можно составить зеленый, если хорошо смешать их растушкой на бумаге, или же, по частям, мелкия близко-лежащия крупинки обоих цветов, разсеянныя в зеленом, произведут впечатление белаго, т.-е. увеличат светлоту зеленаго. Подобное тому двойное смешение будет происходить и в других различных парах цветов, а это, в соединении с особенностью поверхности, покрытой порошком, и объясняет особенность впечатления, производимаго сухими красками. Матовая поверхность картины легко разсеевает белый или иной цвет, на нее падающий, так что, откуда бы ни смотреть на нее, отовсюду она представляется светлою, но чистота красок, в известном значении этого слова, от этого уменьшается.
По причине матоватости сухих красок значительно съуживаются пределы светотени в этом роде живописи; подобное влияние матоваго вида красок на светотень было уже не раз объяснено в предшествовавших частях этого сочинения.
Пастель допускает нечто соответствующее лессировкам или накладыванию прозрачных слоев краски на другие. Некоторые искусные пастеллисты извлекают отличные результаты, рисуя одним карандашом на другом, совершенно иного цвета. Например, телесный цвет, наложенный на легко протертый черный (Conte № 3), дает синеватость, имеющую, очень сходный с натурой, тон некоторых теневых частей тела.
Сухия краски употребляются преимущественно для портретов, но могут служить и в других родах, напр., в пейзаже, изображении цветов и т. п.
Название пастель происходить от италианскаго pasta что значит тесто; такой вид имеет красочная масса до высыхания.
____________
1) Fixativ fur Pastell- und Aquarellmalerei (Dannert's Patent). Berlin SW. Andriessen & C., Gnesisenaustr. 10.
Цитаты
«Холст, грунты, краски, масла, разбавители, лаки должны быть верными помощниками живописца, помогающими ему в сложном, подчас очень трудном процессе создания высокохудожественного произведения. Но если художник недостаточно хорошо знает все свойства и особенности применяемых им материалов, и невнимательно, а порой и пренебрежительно относится к ним, тогда он сталкивается с серьезными препятствиями в процессе создания живописного произведения и во многом тормозит развитие и совершенствование своего живописного мастерства».
А знаете ли вы?
Один из самых сложных вопросов композиции - это композиция цвета в картине. Говоря о композиции линий, я говорил о силуэте и линиях, его очерчивающих. Но, кроме контура, силуэт имеет также и площадь, фигуру, которая заполнена цветом. Чем этот цвет интенсивней (например, красный), тем сильнее он действует на глаз, и силуэт, заполненный таким цветом, воспринимается как активно выраженное пятно, что очень важно для решения задачи создания картины (…).
Кстати
Древняя Русь
Почти тысячелетие насчитывает история древнерусского искусства. Оно зародилось в 9 -10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь; последним его этапом был 17 в. - период кризиса средневековой художественной культуры в России и сложения новых художественных принципов. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства. По своему значению оно стоит в одном ряду с Византией и крупнейшими очагами средневековой культуры Западной Европы и Востока.
Кстати
Россия второй половины XIX века
Несколько в лучшем положении во второй половине XIX века находилась станковая скульптура. (…) Заметное развитие получил мало распространенный ранее анималистический жанр. Особенно значительную роль в его успехах сыграли Е. А. Лансере и А. Л. Обер. Последний целиком посвятил свое творчество изображению животных. Эти скульпторы постоянно работали с натуры и прекрасно изучили мир своих четвероногих моделей.