Холст. Бялыницкий-Бируля обычно использовал мелкозернистый плотный льняной холст (в 1 см2 холста 210 — 256 зерен). На нем он писал и небольшие, и средние, и крупные по размерам пейзажи. Лишь в отдельных случаях для больших работ он применял среднезернистые плотные холсты. Ткань, по мнению художника, должна иметь четко выраженное зерно и фактуру и быть плотной. Переплетение нитей в ткани холста он предпочитал обычно прямое (гарнитуровое). На саржевых холстах почти не писал.

Художник пользовался подрамниками с колками из сухой выдержанной древесины липы или сосны, которые заказывал опытному столяру по собственным чертежам. Все края планок подрамника, соприкасающиеся с холстом, были закруглены, так как иначе неизбежно повреждение загрунтованного холста, в особенности при натягивании. Планки подрамника имели скосы внутрь (они слегка стесывались по направлению к центру для того, чтобы края планок не образовывали резко отпечатывающихся линий на поверхности картины).

Холст к подрамнику прикреплял трехгранными гвоздями с широкой шляпкой — они хорошо держат ткань.

Грунт. В самом начале деятельности Бялыницкий-Бируля пользовался эмульсионными грунтами фабричного изготовления. Но затем и вплоть до последних лет он употреблял только собственноручно загрунтованные холсты.

Прежде чем приступить к грунтовке холста, художник натягивал его на подрамник, закреплял гвоздями и слегка смачивал лицевую поверхность водой. Когда холст высыхал, он проклеивал его клеем, приготовленным из пищевого желатина, воды и меда следующим образом: 6 листков желатина он заливал 200 — 250 см2 кипяченой теплой воды и давал ему разбухнуть в течение нескольких часов. После этого смесь подогревалась до полного растворения желатина в воде (до температуры, близкой к закипанию, клей доводить ни в коем случае нельзя). После того как клей остывал, в него добавлялось немного меда, и состав тщательно размешивался. Этим жидким клеевым раствором художник проклеивал холст один или два раза (когда ткань не очень плотная), нанося его тонким слоем. После этого холст просыхал не менее суток. После проклейки художник прошлифовывал пемзой поверхность холста, удаляя таким образом все неровности и топорщущиеся волоски волокон. Затем в клеевой раствор добавлялось 1 — 2 листа желатина и состав слегка подогревался, пока листки желатина не распускались. После этого в него высыпались сухие цинковые белила. Состав тщательно размешивался, и в него добавлялось немного сгущенного «а солнце и воздухе, уплотненного льняного масла, приготовляемого самим художником (на полстакана клеевого раствора — 4 — 5 чайных ложек сухих белил в порошке и 2 чайные ложки льняного масла). Полученной таким образом, тщательно размешанной, жидкой сметаноподобной массой он грунтовал холст в два приема, нанося состав кистью очень тонким слоем. Перед нанесением второго слоя холст просыхал 2 — 3 суток.

Для длительных и более ответственных работ он так же тонко грунтовал холст третий раз, добавив в эмульсионный состав небольшое количество лакового керосина. Наряду с этим эмульсионным грунтом художник в последние годы успешно применял и казеиновый эмульсионный грунт, приготовляя его из обезжиренного творога, нашатырного спирта, льняного отбеленного масла и мела или цинковых белил (на 50 весовых частей творога — 6 весовых частей 25-процентного нашатырного спирта). Сначала он замачивал творог в 150 весовых частях теплой воды и давал ему постоять 3 — 4 часа. После добавления нашатырного спирта и нагревания состава на слабом огне (не выше 50 — 60°) при постоянном помешивании получался казеиновый клей. Им художник проклеивал холст один раз. Затем в теплый раствор казеинового клея постепенно тонкой струей вливалось отбеленное льняное масло (около 25 весовых частей), также при непрерывном помешивании состава. Таким образом получалась эмульсия, с которой смешивались мел или сухие цинковые белила (не более 125 весовых частей), предварительно хорошо растертые с водой (150 частей воды и 1 часть глицерина). Приготовленной таким образом, тщательно размешанной массой, имеющей консистенцию жидкой сметаны, художник и грунтовал холст, последовательно нанося два слоя грунта. После просыхания первого слоя художник прошлифовывал загрунтованную поверхность холста, для того чтобы она стала совершенно ровной и гладкой.

Загрунтованный холст художник выдерживал не менее года. Некоторые свои работы он писал на холстах 5 — 10-летней выдержки. На невыдержанных загрунтованных холстах никогда не писал, так как живопись на них быстро темнеет, жухнет, а нередко и растрескивается.

Картон. Этюды художник писал обычно на мелкозернистом загрунтованном холсте. Нередко пользовался также тонким желтым картоном, предварительно проклеивая его желатиновым или казеиновым клеем 2 — 3 раза. В отдельных случаях он после проклейки грунтовал картон одним тонким слоем казеинового эмульсионного грунта.

В первый период творчества художник нередко писал этюды на загрунтованных свинцовыми белилами и клеемеловым грунтом тонких дощечках из липы, а также и на ватманской плотной бумаге, предварительно проклеивая ее в 1 — 2 приема тонким слоем желатинового клея. На ватмане выполнены и некоторые более поздние этюды.

Палитра красок. Бялыницкий-Бируля предпочитал пользоваться наиболее прочными и светоустойчивыми красящими веществами: природными землями — охрами, сиеной, красными, зелеными и коричневыми землями, умброй, а также красками, представляющими собой прокаленные окиси металлов, — кобальты, изумрудная зелень, окись хрома, неаполитанская желтая, марсы и другие. Желтые и красные кадмии различных оттенков он также часто применял, но пользовался ими очень осторожно в смесях с землями и краплаком. Художник избегал употребления недостаточно прочных красок — берлинской лазури, стронциановой желтой и, в особенности, различных имитаций красок, приготовляемых на основе каменноугольных красителей. Из белых красок он предпочитал свинцовые белила, отличающиеся корпусностью и способностью быстро сохнуть.

В дореволюционные годы он писал преимущественно масляными красками Досекина, Мевеса, Лефрана и Винзора.

В последние годы он пользовался красками Винзора, ценя их за отличную пастозность и чистоту цвета, и некоторыми красками Ленинградского завода художественных красок.

Разжижители. Для разжижения масляных красок Бялыницкий-Бируля пользовался, в особенности при первых прописках, хорошо очищенным лаковым керосином, совершенно не влияющим на цвет краски. Скипидаров, в особенности соснового или елового, вызывающих пожелтение, а нередко и потемнение живописного слоя, художник совершенно не употреблял. В 1909 — 1916 годах он иногда использовал хорошо уплотненное на солнце маковое масло, разбавленное терпентинным лаком. В последующие годы он нередко пользовался (в особенности для разжижения красок, предназначаемых для работы в завершающих живопись слоях) отбеленным маковым маслом, разбавленным очищенным керосином. После высыхания хорошо отбеленного макового масла остается совершенно прозрачная и не желтеющая пленка, в то время как пленки других масел, в особенности льняного, сильно желтеют, вызывая нежелательные изменения цвета отдельных красок, в особенности голубых, синих, зеленых.

Красочный слой. Большое внимание Бялыницкий-Бируля уделял технике нанесения красок на холст, стараясь никогда не загружать его излишне. «Краски на холст надо наносить очень легко, тончайшими слоями, усиливая их кладку только в светах — иначе живопись станет тяжелой и исчезнет вся ее воздушность и легкость», — говорил художник в беседе с автором этой статьи.

Свои работы избегал покрывать лаком, считая, что это не дает живописному слою свободно дышать и нарушает нормальный процесс отвердевания масляных красок. Кроме того, лак, по мнению художника, уплотняет и утяжеляет живопись.

Первоисточник: 
КАК РАБОТАЮТ МАСТЕРА ЖИВОПИСИ. А.В. Виннер. М., 1965
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.