II. МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ
Оптическия и вещественныйя особенности поверхности, покрытой красками, зависят от свойств этой поверхности и от рода красок. Из всех разновидностей красок в этой книге будут главнейше разсмотрены только масляныя и водяныя, и видоизменения их. И значительно короче—сухия краски (пастель).
Оптическое впечатление от масляной живописи существенно не похоже на впечатление от живописи акварелью и пастелью. Живопись масляными красками основана на употреблении так-называемых высыхающих масл. т.-е. таких растительных масл, которыя в тонком слое мало-по-малу отвердевают от действия света и воздуха. Очень многия масла годились бы для живописи, но употребляются преимущественно льняное и маковое, реже— ореховое, которым однакоже в прежнее время пользовались тоже много. Менее известно подсолнечное масло в применении к живописи; а конопляное масло вовсе неупотребляется из за его зеленаго цвета, хотя оно может быть выбелено без особеннаго труда действием света и воздуха. Художнику необходимо знать свойства материалов, которыми он пользуется и потому здесь излагаются свойства масл, красок сухих и стертых на масле и потом последовательно сушки, лаки и различные вспомогательные составы, употребляемые в масляной живописи, также грунтованный холст и кисти, и прочия принадлежности, вкратце расмотренныя особо.
Цитаты
А знаете ли вы?
Колоритом в натуре называется цветовой облик наблюдаемых предметов или явлений, зависимый от световой среды, от собственного цвета предметов и от чувствительности зрения при данной освещенности.
Колоритом в картине называется совокупность красок, передающая живописное состояние или цветовой облик предмета или явления. Он отражает цвета реального мира и способствует выявлению идейного содержания картины.
Кстати
Древняя Русь
Великолепным примером нового типа городского и монастырского храма служит храм Спаса Нередицы, построенный князем Ярославом Всеволодовичем (заложен в 1198 г., разрушен фашистами во время Великой Отечественной войны, в настоящее время полностью восстановлен). Его размеры были очень скромны по сравнению с княжескими постройками 11-начала 12 в. Наружный вид этой четырехстолпной однокупольной церкви отличался большой простотой и вместе с тем особенной пластичностью, которая так привлекает в новгородском и псковском зодчестве. (…) По сравнению с храмами начала столетия она казалась приземистой, тяжелой, но ее образ отличался большой поэтичностью. (…) В отличие от соборов прошлого церковь, подобная храму Спаса Нередицы, предназначалась для ограниченного круга лиц, связанных семейными узами или общностью профессии.
Кстати
Советское искусство
Патриотический подъем, вызванный героическими подвигами народа, радость победы над фашизмом, энтузиазм мирного строительства — все это определяет характер и смысл произведений художников в первые годы послевоенного периода. Правда, в первые послевоенные годы, как мы уже отмечали, в живописи, как и в других видах искусства, сказываются ошибочные тенденции. Однако после XX съезда КПСС недостатки в развитии изобразительного искусства успешно преодолеваются. <…> В истории советской живописи послевоенных лет, таким образом, различаются два этапа, рубежом которых является XX съезд КПСС, наметивший дальнейшие пути развития советского общества и его культуры.