ЦВЕТ В ЖИВОПИСИ И КОЛОРИТ (3)
Портрет Марии Ивановны Лопухиной (ГТГ), написанный В. Л. Боровиковским, овеян романтическим настроением. Грустно-задумчивое лицо молодой женщины, предвечерний пейзаж и роза, помещенная на переднем плане картины, создают определенное настроение, при этом нежно-голубоватый тон картины и приглушенность красок еще более его подчеркивают. В реалистической живописи колорит всегда выступает совместно с композицией, ритмом, в соподчинении с предметностью изображения, в соответствии с художественным замыслом, преследуя цели раскрытия содержания произведения.
В. Боровиковский. Портрет Лопухиной. 1797 г. ГТГ
В основе искусства лежит образное отражение действительности с позиций определенного эстетического идеала и с изменением последнего меняется искусство как по содержанию, так и по художественной форме.
Рафаэль. Сикстинская мадонна. Около 1518 г. Дрезденская картинная галерея
Вспомним «Сикстинскую мадонну» Рафаэля (Дрезденская картинная галерея). Это произведение преисполнено величественного покоя. В нем все пронизано ясностью, выполнено в светлых гармоничных цветах. Цвета локальны, сочетания их четки и выразительны. Другое мы видим у Тициана, Веронезе, Тинторетто. В их произведениях нет рафаэлевской ясности, просветленности, успокоенности. Композиции сложны, загружены, цвета — насыщенны, движения сильные, порой напряженные. Человеческое страдание и физическая сила выражены Тицианом в его «Святом Себастьяне» (ГЭ). О мощи и силе повествуют и другие картины Тициана. Для этого художник использует напряженный сверкающий колорит, цветовые и световые контрасты.
Тициан. Св. Себастьян. 1570 г. ГЭ
Можно привести много примеров из истории живописи (и вообще из истории искусства, в том числе памятников прикладного искусства и архитектуры) в подтверждение того, что колорит находится в теснейшей связи с эстетическими идеалами времени и самого художника.
В статье «В защиту новой Академии художеств», опубликованной И. Е. Репиным в октябре 1897 года в журнале «Неделя», приведено интересное свидетельство: «...да, времена изменились,—пишет Репин. — ...На последней Передвижной выставке картина Савицкого «На меже» прошла почти незамеченной. И многие картины, появись они 30 лет назад, произвели бы большой фурор...», и далее: «...между тем и в художественном смысле эти запоздалые произведения были не только ниже работ 60-х годов, но значительно превосходили их в технике. На наших глазах, очевидно, неумолимо совершается эволюция в искусстве»7. И. Н. Крамской говорил, что русских художников «нужно двинуть к цвету и свету». В. И. Суриков, действительно, двинулся к цвету и свету. Сложно, с игрой теплых и холодных оттенков написан снег в картине «Боярыня Морозова», как и вся эта картина, как и другие его живописные произведения. В картине «Утро стрелецкой казни» воспроизведены часы утреннего рассвета. В ней великолепно передано состояние атмосферы, тонально соподчинившее все цвета. Справедлив Дидро, считавший свет и воздух «всеобщими примирителями гармонии».
У каждого художника есть своя манера, свой индивидуальный стиль, свой особый характер колорита. Колорит изменчив также в рамках творчества одного и того же художника. Сопоставим три работы К. П. Брюллова: «Итальянский полдень», «Всадница» (портрет Джованины Паччини) и «Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника» (все три работы в ГТГ). Написаны они маслом по холсту, и сравнительно близки по времени написания (между 1828—1836 годами). Однако колористическое звучание их различно. Объясняется это прежде всего тем, что указанные три произведения глубоко различны по содержанию.
К. Брюллов. Итальянский полдень. 1827 г. ГТГ
К. Брюллов. Всадница. 1832 г. ГТГ
В «Итальянском полдне» художник передает пышную природу южной страны, прохладу тени и игру солнечных бликов. Эта работа преисполнена ощущения жизни. Она подкупает своей полнокровной радостью и лиричностью. В портрете Паччини, называемом «Всадница», создан блистательный парадный портрет. В данном случае перед мастером была поставлена задача построения портрета, который привлекал бы внимание, останавливал взгляд каждого, был бы предельно эффектным. Этой задаче подчинены все средства: на фоне темного парка выделяется светлая фигура гарцующей на лошади молодой всадницы. Изящная поза амазонки, блестящие шелковые ткани ее одежд, развевающаяся вуаль, холеная черная лошадь, скачущая прямо на зрителя. Портрет построен декоративно. Таков и колорит, базирующийся на контрастных светлых и темных красках. Портрет впечатляет. Совсем иные задачи преследовались Брюлловым в портрете Кукольника. Художник стремился создать глубоко психологический портрет, раскрыть внутренний мир портретируемого, подчеркнуть сосредоточенность, глубину мысли, сложные переживания писателя. Колорит портрета напряженный, красочная гамма темная, даже несколько мрачная. Светлые лицо и руки выделяются из общего полумрака. Композиция портрета статичная, поза писателя застывшая, скованная. Преследуемая художником цель, поставленная им задача определяют в каждом случае выбор средств воплощения замысла, той художественной формы, которая наиболее полно выражает содержание произведения, наиболее глубоко его вскрывает.
К. Брюллов. Портрет Нестора Кукольника. 1839 г. ГТГ
Различное понимание задач и целей искусства порождает различные художественные направления. Основные особенности каждого направления проявляют себя как в содержании, так и в форме художественных произведений, в том числе в колорите. Однородность понимания целей и форм искусства приводит к возникновению художественных школ, для каждой из которой характерны определенные признаки художественной формы. Например, венецианская школа эпохи Возрождения колористически резко отличалась от умбрийской или римской.
__________
7 Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. Под ред. Д. Аркина и Б. Терновца, т. IV. М.—Л., 1937, стр. 390-391.
Цитаты
«На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался поленьями и «цветными работниками».
А знаете ли вы?
Колоритом в натуре называется цветовой облик наблюдаемых предметов или явлений, зависимый от световой среды, от собственного цвета предметов и от чувствительности зрения при данной освещенности.
Колоритом в картине называется совокупность красок, передающая живописное состояние или цветовой облик предмета или явления. Он отражает цвета реального мира и способствует выявлению идейного содержания картины.
Кстати
Древняя Русь
Новые композиции в росписях 14 в., в том числе и в Волотовской церкви, характеризуют тесные связи древнерусской живописи с искусством Сербии, которое в то время переживало большой подъем. Русские мастера использовали возникшие в сербской живописи сюжеты, конкретизировавшие многие церковные догматы и вносившие в традиционные композиции подробности, которых не было ранее. Естественно, что этот процесс был сложным и не должен пониматься как простое копирование. (…) Колорит волотовской росписи отличался удивительным богатством и гармоничностью. Авторы ее не боялись цветовых контрастов, но умели приводить их к колористическому единству. Это позволяло мастерам достигать замечательных художественных эффектов, например в изображении ангела со сферой в руке, в одеждах которого тонко сочетались голубой и розовый цвета.
Кстати
Россия второй половины XIX века
Графическая манера использовалась реже, чем живописная. Во второй половине XIX века выделились центры производства прялок на Северной Двине. (…) Характер жанровых сцен, композиционное построение росписей, орнаментальное убранство заставляют вспомнить миниатюры, иконы, эмали. Посиделки, застолья, чаепития (Пермогорье), поездки (очевидно, свадебные) на красных, зеленых конях (Борок), так же как и птицы Сирины, вплетены в растительный узор. Этот прием напоминает композиции холмогорских косторезов. (…) Мастера пишут яичной темперой, как иконописцы.