Основания под живопись. Подавляющее большинство произведений Крымов выполнял на холсте. Но отдельные произведения он писал и на бумаге, наклеенной на плотный картон. Это «Крыши под снегом» (1906, 24x19); «Речка» (1926, 27X35); этюд «Сарай» (1926, 22X29 —все в собрании ГТГ).

Бумага. Крымов обычно выбирал обыкновенную рисовальную бумагу чисто белого цвета и наклеивал ее на плотный древесный картон с обеих сторон, чтобы он впоследствии не коробился. Для обеих сторон он применял один и тот же сорт бумаги. Бумага наклеивалась клеем, приготовлявшимся художником из листков пищевого желатина. Дав клею просохнуть, художник проклеивал поверхность бумаги, предназначенную под живопись, желатиновым клеем, нанося его очень тонким и ровным слоем. На этом он и заканчивал подготовку бумаги под живопись масляными красками.

Подрамник. Для своих произведений Крымов выбирал подрамник, сделанный из прочных планок сухой и выдержанной древесины липы или сосны. К качеству подрамника он относился с большой требовательностью.

Холст. Крымов обычно писал на льняных холстах с обыкновенным (гарнитуровым) переплетением нитей. Он любил, чтобы холст был плотным, с ровной и гладкой поверхностью, поэтому предпочитал писать на мелко- или среднезернистых холстах, обладавших плотным и наиболее ровным переплетением нитей.

Фактура ткани и ее рисунок не имели особого значения для художника, так как обычно были скрыты наносимым на холст плотным слоем грунта.

Холсты грубые, с редким переплетением нитей он считал малоприемлемым основанием для живописи, так как они требуют грунтовки особенно толстым слоем, что всегда приводит к ненужной перегрузке произведения красочной массой и служит одной из важнейших причин его преждевременного старения и разрушения.

Грунтовка холста. В последние годы художник писал на имеющихся в продаже грунтованных холстах фабрики «Палитра» и мастерской Художественного фонда. Но грунтованный покупной холст он обязательно подвергал дополнительной загрунтовке. Натянув его на подрамник и закрепив, он покрывал поверхность холста двумя последовательно наносимыми тонкими слоями свинцовых белил, стертых с приготовленным им самим подсолнечным полимеризованным маслом. Затем давал холсту хорошо просохнуть в течение 6—14 дней — в зависимости от температуры и влажности воздуха в комнате, после чего снова очень тонко покрывал его тем же составом. Далее холст выстаивался в течение двух-трех месяцев. Произведения, выполненные на холсте, обработанном таким образом, обладают исключительной прочностью. Например, «Последние лучи» (1936), «Вечер в деревне» (1927), «После дождя» (1927 — все в собрании художника) до сих пор прекрасно сохранились.

Загрунтованный свинцовыми масляными белилами холст имел совершенно ровную, гладкую, идеального белого цвета поверхность, исключительно приятную для живописи. Кроме того, этот грунт совершенно не действовал на краски — не вызывал ни их чрезмерного пожухания, ни изменения первоначальной светосилы.

Цинковыми белилами при грунтовке холста художник никогда не пользовался — главным образом потому, что они очень долго сохнут (если свинцовые белила высыхают и отвердевают в 5—10 дней, то цинковые белила полностью отвердевают только через 2—3 месяца). Это свойство цинковых белил особенно опасно при употреблении их в смесях с другими красками, так как они естественно задерживают и высыхание всей смеси красок, чем способствуют длительному и крайне вредному взаимодействию между маслом и пигментами.

В тех случаях, когда Крымов писал не на фабричных уже загрунтованных холстах, он производил грунтовку следующим образом. Натянув холст на подрамник и закрепив его на нем, он наносил на поверхность холста тонкий слой свинцовых белил, смешанных с жидким раствором рыбьего клея (осетрового или севрюжьего). Дав этому слою хорошо просохнуть, прочищал его поверхность шкуркой, а затем последовательно наносил два тонких слоя свинцовых белил, стертых на подсолнечном масле. Нанеся первый слой и хорошо его просушив в течение 10—14 дней, он затем наносил второй тонкий слой. Загрунтованный таким образом холст выдерживался 3—4 месяца.

Крымов пользовался исключительно масляными грунтами, приготовленными на свинцовых белилах. Применения других грунтов, в особенности эмульсионных, он избегал.

Красочная палитра. Красочная палитра Крымова немногочисленна. Он использовал только наиболее светоустойчивые и прочные краски.

Белые. Белила свинцовые.

Желтые. Охра золотистая, охра светлая, сиена натуральная, кадмий лимонный, кадмий желтый, кадмий оранжевый, индийская желтая.

Красные. Кадмий красный, краплак.

Синие. Ультрамарин, кобальт синий светлый, кобальт синий темный.

Зеленые. Изумрудная зелень.

Коричневые. Умбра натуральная, Ван Дик коричневый. Крымов совершенно не применял стронциановой желтой и берлинской лазури, считая их красками вредными для живописи. Первая из них обладает способностью в смеси с маслом быстро зеленеть, а вторая крайне опасна в смесях и ядовита по своему тону.

Черными красками художник не пользовался совершенно, так как его живопись не требовала их.

Он также не употреблял цинковых белил, считая их малоприемлемыми для живописи.

Крымов всегда писал только фабричными тюбиковыми красками. Особенно любил краски фирм Винзор и Ньютон и Лефран. Из красок ленинградского завода «Черная речка» он употреблял только свинцовые белила, остальные краски этого завода не удовлетворяли его своими цветовыми качествами.

Разжижители. Художник применял только один разжижитель собственного приготовления — облагороженное подсолнечное масло, длительное время (1—2 года) выдерживаемое им в бутылках из прозрачного белого стекла.

Смешение красок. В процессе работы на холсте Крымов допускал любые смешения красок друг с другом. Он считал, что благодаря очень строгому отбору красок и скорости просыхания красочных слоев потемнения смесей произойти не может.

Покрытие лаком. Большинство своих произведений художник покрывал лаком, применяя с этой целью мастиксовый или даммарный лак, отлично предохраняющие живопись от различного рода внешних воздействий. Покрытие лаком он обычно производил через год, а иногда и через два года после окончания работы над произведением. За это время красочный слой успевал хорошо просохнуть и отвердеть.

__________

1 Н. П. Крымов. О живописи.— «Советское искусство», 1938, № 46. Б. В. Иогансон в своей книге «За мастерство в живописи» (М., 1945) не согласен с методом определения правильности взятого тона посредством пламени спички и выдвигает ряд серьезных возражений против него.

Первоисточник: 
КАК РАБОТАЮТ МАСТЕРА ЖИВОПИСИ. А.В. Виннер. М., 1965
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.