НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ЖИВОПИСИ

В этюдной живописи Нестерова мы можем наблюдать очень хорошо продуманную манеру исполнения, в полной мере отвечавшую его серьезнейшему отношению к этюду. Нестеров говорил ученикам: «Этюд —вещь серьезная! Этюды надо писать очень внимательно. Они должны быть не случайными, а заранее хорошо обдуманными, найденными и полностью отвечающими творческому замыслу художника. Если вы в этюде наврете, то в картине будет еще больше неправды, поэтому работайте над этюдами очень внимательно»1.

В каждом этюде и эскизе Нестерову свойственна разная манера кладки краски. То он кладет их пастозно, то разжижает краски маслом со скипидаром, то очень жидко разводит одним скипидаром. Например, эскиз «Видение отроку Варфоломею» выполнен полукорпусно положенными, значительно разжиженными скипидаром красками. А эскиз «Молчание», наоборот, написан художником a la prima густой тюбиковой краской, почти без разжижителя. Исключительное богатство живописно-технических приемов в этюдной живописи Нестерова подчинено одному: наиболее полной передаче правдивых впечатлений художника от натуры.

Свои этюды Нестеров всегда писал сразу до полном завершенности, начиная писать с верхнего угла этюда и постепенно, кусок за куском заканчивая его. Каких-либо исправлений или поправок, прописываний уже завершенной живописи он старался не делать. Благодаря этому методу работы, этюды Нестерова уже более полувека сохраняют всю свежесть и звучность красок.

В этюде «Дуб» (1889)2 Нестеров мастерски использует своеобразную фактуру саржевого мелкозернистого холста, включая ее в построение живописно-красочного слоя, особенно в живописи фона, а также частично ствола дуба, его листвы и травы. Благодаря этому приему художник имел возможность вести живописный процесс, ограничиваясь лишь тончайшими прописками фона и других частей этюда, не перегружая их красочной массой, и живопись приобретали исключительную легкость и воздушность. Этюд выполнен в основном полукорпусно нанесенными, сильно разжиженными маслом со скипидаром тюбиковыми красками.

Большое значение в системе техники живописи Нестерова играл мазок — его размер, форма, протяженность, характер наложения, фактура. Различные особенности мазка широко использовались художником в живописи как этюдов, так и картин. Они позволяли ему интересно строить и моделировать формы, придерживаясь в то же время тонкослойного метода наложения красок, характерного для большинства его произведений. Мазок в этюде «Дуб» везде очень мелкий и в то же время четкий и в большинстве случаев слитный, строго передающий форму. Исключительной тщательностью отличается и живописная проработка почти всех деталей, характерная не только для этой работы, но и для большинства этюдов Нестерова, например «Рябинка» (1887)3 и «Рябинка» (1889)4, где Нестеров так же превосходно использует фактуру мелкозернистого холста, включая ее в живописное построение красочного слоя.

В этой же манере им были выполнены и этюды «Ель»5, «Крушинка»6 и другие. В несколько иной манере был написан этюд «Рука с цветком»7. Здесь фон написан художником жидко разведенной краской с полным включением в построение его живописно-красочной поверхности фактуры холста. Цветы и рука выполнены преимущественно пастозно, корпусно положенной густой тюбиковой краской, почти без разбавителя; мазки слитные, мягко моделирующие форму руки, и мелкие, фактурно выраженные, четкие в живописи цветка.

Однажды в письме к П. Д. Корину Нестеров писал, что «картина создается в духовном чреве художника, остальное дело мастерства «техники» — той или иной — рафаэлевской, палеховской, репинской или иной какой»8. Все живописное, композиционное и колористическое построение будущей картины Нестеров прежде всего обдумывал и лишь затем приступал к эскизам. Обычно он писал не один, а несколько эскизов. «Всегда все — и композиция и красочная гамма — было выношено Нестеровым в душе до конца еще до разработки эскиза, прежде чем он приступал к живописи. Никаких особых «поисков» на самом полотне, никаких переписываний на холсте он не любил» — так рассказывает о манере работы Нестерова П. Д. Корин9.

В ранних произведениях Нестеров еще во многом следовал живописной технике своих учителей И. М. Прянишникова, Е. С. Сорокина, В. Г. Перова. Он широко пользовался цветным подмалевком и нередко вел живописный процесс по еще недостаточно просохшему красочному слою, допуская при этом разнообразные последующие прописи. Но уже тогда света он стремился писать корпусно, а тени — более тонко и легко. Как в подмалевке, так и в последующей живописной кладке красок художник в то время злоупотреблял асфальтом. В эти ранние годы творческой деятельности у Нестерова нет еще достаточной продуманности в система-построения живописного слоя, в системе кладки красок. Еще не отработаны приемы живописи, и краски звучат глуховато. Недаром Нестеров, касаясь своих ранних работ, писал: «От своего учителя В. Г. Перова я пытался перенять мастерство, усвоить его благородные традиции, его метод. Но затем пошел уже своим самостоятельным путем».

Картина «Пустынник» (1888—1889, ГТГ) является полном противоположностью ранним работам. Она выполнена Нестеровым на саржевом, покрытом масляным грунтом холсте, художник в своей собственной манере, корпусно работая краской, прописывает передний план, как бы стремясь материализировать его. Задний план Нестеров пишет очень легко, нанося краски тонкими слоями, почти в протирку, и благодаря этому достигает необычайной легкости и воздушности всего пейзажа. Работая над одеждой пустынника, художник очень осторожно пользуется асфальтом, нанося его на поверхность холста очень тонко, однослойно, не смешивая с другими красками. Благодаря этому приему он достигает исключительной легкости и глубины теней и отличной сохранности всего живописного слоя.

В картине «Видение отроку Варфоломею», выполненной также на покрытом масляным грунтом холсте, Нестеров проявляет большую заботу о живописной фактуре и, пользуясь различными приемами, то корпусно нанося краску в света, то очень легким и тонким слоем прописывая тени и затененные места, он достигает значительного разнообразия в построении живописно-красочного слоя всей картины В этом полотне, а также и в последующих произведениях — «Юность преподобного Сергия» (1892—1897, ГТГ), «Труды преподобного Сергия» (1896—1897, ГТГ) и «Молчание» (1903, ГТГ)—техника Нестерова достигает совершенства, живопись поражает исключительной легкостью и свободой исполнения.

__________

1 Слова Нестерова сообщены автору П. Д. Кориным.

2 Этюд к картине «Видение отроку Варфоломею» (х., м., 29Х17,5, собрание П. Д. Корина).

3 Этюд к картине «Христова невеста» (х., м., 23,5X14, собрание П. Д. Корина).

4 Этюд к картине «Видение отроку Варфоломею» (х., м., 24,7X17,3, собрание П. Д. Корина).

5 Этюд к картине «Юность преподобного Сергия» (1892, х., м., 37X23, собрание П. Д. Корина).

6 Этюд к картине «Юность преподобного Сергия» (1890, х., м., 32,5X21, собрание П. Д. Корина).

7 Этюд к картине «На горах» (1896, х., м, 17,5X20,5, собрание П. Д. Корина).

8 Письмо М. В. Нестерова П. Д. Корину от 12 января 1932 года.

9 Из беседы автора с П. Д. Кориным в мае 1955 года.

Первоисточник: 
КАК РАБОТАЮТ МАСТЕРА ЖИВОПИСИ. А.В. Виннер. М., 1965
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.